Старейшее авиаремонтное предприятие России, расположенное в одном из живописных подмосковных уголков со странным названием Черное, – Московский авиационно-ремонтный завод (ЗАО «марз РОСТО») – член Балашихинской ТПП 22 мая отмечает знаменательную дату – 70-летие со дня основания. Именно здесь старые железные птицы превращаются в ярко-многоцветных красавцев, гордо реющих в поднебесье…
Начало основанию завода МАРЗ положено в 1939 году. Это было время, когда Страна Советов бурными темпами развивала тяжелую промышленность, когда развитие авиации было делом престижа государства, а рекорды авиаторов СССР служили укреплению обороноспособности страны. По решению ЦС ОСОА-ВИАХИМа в мае 1939 года на базе реутовского аэроклуба были созданы Московские областные авиационно-ремонтные мастерские Главпробснаба ОСОАВИАХИМа.
В эти годы был основан целый ряд авиаремонтных предприятий, которые в дальнейшем развились и создали мощную авиаремонтную отрасль в военной и гражданской авиации, и марз занял достойное место в сети авиаремзаводов страны.
Расцвет предприятия МАРЗ пришелся на начало 60-х годов – тогда рабочие и инженерно-технический состав осваивали ремонт вертолетной техники, продолжали наращивать промышленный потенциал предприятия, и в 1966 г. ЦК ДОСААФ СССР переименовал базу в завод – на марзе ремонтировались все типы авиационной техники, за исключением реактивной: самолеты По-2, Ут-2, Як-18, 11, 12, Ан-2, вертолеты Ми-1, 4, 2, планеры А-2, 9, «Приморец», «Пионер», А-11 и т.д.
Максимальных объемов производства предприятие МАРЗ достигло к 1991 году, но потом… Потом началась перестройка, и вместо 500 здесь осталось 180 рабочих, получавших зарплату равную стипендии. Выплыть из мутных волн перестройки заводу МАРЗ удалось лишь десять лет назад, когда его возглавил Валерий Михайлович Смирнов. Начинали с создания современной структуры управления заводом МАРЗ, под руководством энергичного директора привели в порядок производственные помещения, привлекли новых заказчиков, эксплуатирующих самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2, занимались и вопросами расширения номенклатуры услуг и видов деятельности.
Например, освоили ремонт главного редуктора ВР-2 (его, как и хвостовой винт, можно отремонтировать только на марзе) – оборудование, оснастку приобрели на Кутаисском авиаремонтном заводе, смонтировали испытательные стенды, позволившие освоить технологический процесс ремонта и испытаний. В сентябре 1998 г. совместно с руководством Бугурусланского летного училища и при поддержке руководства Центрального совета РОСТО и ФАС было принято решение об освоении ремонта самолета АН-2, и уже через три месяца был получен Сертификат ФАС о допуске самолета АН-2 к ремонту. Развивается и созданная в 1997 г. авиакомпания завода «марз», обслуживающая нефтедобывающие компании тюменского и северного регионов России.
1999–2009 годы стали десятилетием подъема производства и значительного роста объемов ремонта. Численность рабочих и служащих возросла по сравнению с 1999 годом на 142 % и составила более 400 человек. Объем товарной продукции в 2008 году достиг 328550 тыс. рублей. Фонд заработной платы в 2008 году составил 11653 тыс. рублей, а среднемесячная заработная плата одного работающего – 22860 руб. На совершенствование социально-бытовых условий работников завода МАРЗ, ремонт зданий и сооружений в 2008 году затрачено 9433 тыс. рублей.
Началось освоение капитального ремонта вертолета МИ-8. Это техника другого уровня, требующая более высокой технологической подготовки. Будущее завода зависит от реализации этих планов.
Сегодня кризис дает о себе знать. Спасение завода МАРЗ в этот сложный период – экспортные заказы. На протяжении последних двух лет завод осуществляет поставку самолетов АН-2 на Кубу. По приглашению кубинской стороны передовики завода со своими семьями встречали 2009 год на острове свободы.
Просто перечислять достижения коллектива завода за последнее десятилетие довольно скучно – гораздо приятнее наблюдать процесс превращения гадкого утенка, то бишь отслужившего свой срок вертолета или самолета, в прекрасного лебедя: как смывают с «железных старушек» старую облезлую краску, как наносят новую (оказывается, здесь используют новые технологии: красят полиуретановыми эмалями, радующими взгляд намного дольше, нежели обычные). Эти работы очень трудоемкие – к внешнему виду техники заказчики предъявляют высокие требования. Поэтому на заводе освоили нанесение трафаретов и товарных знаков на виниловых пленках с применением компьютерных технологий.
В других цехах (всего их на заводе 5, но последняя структурная реорганизация объединила три из них в единый ремонтный комплекс) ремонтируют и испытывают всевозможные двигатели, генераторы, агрегаты, радиооборудование, компасы, высотомеры и т.д. В небе над летно-испытательной станцией кружат разноцветные Аны, испытываемые летчиком-испытателем завода МАРЗ и заказчиками, на земле своего звездного часа ожидают стройные ряды воздушных судов.
Но предприятие – это, прежде всего, люди, которые трудятся на нем. И всевозможные технологии – дело рук именно этих людей. Это отлично понимает директор марза Валерий Михайлович Смирнов, который старается сделать все возможное, чтобы каждый человек чувствовал на себе заботу предприятия.
И люди здесь держатся. Своим сотрудникам руководство завода организовало бесплатное медобслуживание, выплаты на рождение детей, оплату проезда, обучение за счет завода, а комплексный обед в заводской столовой обходится всего в 40–50 рублей. На протяжении всех 70 лет коллектив рос, мужал, укреплялся, и в настоящее время состоит из профессионалов, способных решать сложные и ответственные задачи, стоящие перед заводом. Нельзя забывать о ветеранах, которые отдали заводу многие годы. В том, что в настоящее время завод МАРЗ работает, и работает неплохо, – большая доля их труда. Свыше 15 % личного состава проработало на заводе 25 и более лет.
Конечно же, специалистов не хватает – эта проблема знакома многим развивающимся предприятиям, как и проблема конкуренции, и все же будущее у марза есть! В этот юбилейный год коллектив завода полон решимости преобразовать под современный стиль весь завод: сделать его уютным, технически оснащенным, благоустроенным, ухоженным и привлекательным не только для своих работников, но и для инвесторов, партнеров-заказчиков во имя качественного ремонта поступающей к нам авиатехники.
От всей души поздравляем сотрудников предприятия с юбилеем и желаем успехов, уверенности в завтрашнем дне и новых трудовых свершений!
Людмила БОРОДИНА Фото Ирины ЗУБАРЕВОЙ
Наряду с плановой работой завод МАРЗ постоянно участвовал в подготовке авиационной техники для проведения воздушных парадов, чемпионатов СССР, мира и Европы. Большой вклад заводчане внесли в подготовку к чемпионату мира по самолетному спорту, прошедшему на аэродроме Тушино летом 1966 года. Для этого чемпионата в содружестве с КБ им. Яковлева были переделаны пять самолетов ЯК-18П в ЯК-18ПМ. И в том, что все золото чемпионата досталось советской команде, есть и заслуга работников марза. В 2008 году в Эйзенахе, Германия, на чемпионате мира по вертолётному спорту сборная России при активном участии завода и двух вертолётов заводской авиакомпании заняла первое место.
За все годы на марзе было отремонтировано: – 3990 самолетов 11 типов – 5522 вертолета 3 типов – 11359 моторов 4 типов – 469 планеров 13 типов – 554 главных редуктора ВР-2 – 621 воздушный винт АВ-2 – изготовлено более1 млн микродвигателей МК-12 В, Метеор, ЦСТКАМ-2,5 Д, марз-2,5 Д, «Тайфун».
Документом Ространснадзора в 2007 году марз назначен ведущей организацией по техническому обслуживанию вертолётов МИ-2. В 2008 году в очередной раз марз одобрен в качестве организации по техническому обслуживанию вертолётов Ми-2, Робинсон-44 и самолётов Ан-2.
За 70 лет на заводе выросли свои рабочие династии:
СТЕПАНОВЫ Александр Петрович, Людмила Михайловна, Юрий Петрович, Владимир Петрович, Татьяна Николаевна, Ольга Олеговна, Федичева Александра Сергеевна;
МАКСИМОВЫ Лидия Алексеевна, Татьяна Алексеевна, Алексей Федорович, Дмитрий Алексеевич, Сергей Алексеевич;
АНАНЬЕВЫ Евгений Иванович, Александра Павловна, Людмила Сергеевна, Евгения Сергеевна, Марина Евгеньевна;
KAPACEBЫ Дмитрий Дмитриевич, Вера Александровна, Сергей Дмитриевич, Татьяна Алексеевна, Дмитрий Сергеевич;
КУЧИНЫ Алексей Александрович, Клавдия Серафимовна, Игорь Геннадьевич, Наталья Алексеевна;
ДОРОНЬЕВЫ Виктор Дмитриевич, Мария Дмитриевна, Николай Викторович, Сергей Викторович, Анна Сергеевна;
ЩЕРБАКОВЫ Владимир Александрович, Мария Степановна, Сергей Владимирович, Александр Алексеевич, Георгий Александрович;
МАТЮХИНЫ Раиса Александровна, Николай Федорович;
СОРОКИНЫ Евгений Анатольевич, Тамара Адамовна, Николай Евгеньевич;
ПРУСАКОВЫ Алексей Акимович, Владимир Алексеевич, Людмила Николаевна;
ХАУСТОВЫ Александр Архипович, Валентина Федоровна, Юрий Александрович, Светлана Анатольевна;
НИКИТИНЫ Анатолий Николаевич, Ирина Артемовна, Артем Ильич;
БОБРУЦКОВЫ Алексей Иванович, Елизавета Николаевна, Михаил Алексеевич, Вера Владимировна;
АНИСИМОВЫ Иван Васильевич, Вера Михайловна;
АРЕФЬЕВЫ Владимир Васильевич, Михаил Владимирович, Ольга Николаевна, Александр Михайлович;
ДОРОНЬЕВЫ Екатерина Владимировна, Анатолий Алексеевич.
Николай Георгиевич Герасимов, ведущий конструктор отдела главного технолога, проработал на заводе 33 года;
Валентина Егоровна Подлужная, вулканизаторщик цеха № 3, - 32 года;
Виктор Васильевич Коробов, слесарь по ремонту самолетов и вертолетов, - 41 год;
Анатолий Иосифович Филин, сменный начальник службы авиационной безопасности, - 52 года;
Владимир Александрович Щербаков, машинист компрессорной установки энерго-механического отдела, - 51 год;
Николай Николаевич Некипелов, сменный начальник службы авиационной безопасности, - 47 лет;
Вячеслав Васильевич Крюков, слесарь по ремонту авиадвигателей цеха № 2, - 41 год;
Валентин Иванович Лямцев, монтажник радио- и спецоборудования комплекса по ремонту самолетов и вертолетов, - 42 года;
Владислав Васильевич Макаров, старший мастер цеха № 2, - 38 лет;
Артур Григорьевич Пшонь, заведующий здравпунктом, - 37 лет;
Алексей Александрович Кучин, механик автотранспортного участка, - 37 лет;
Иван Васильевич Анисимов, дефектовщик авиационной техники комплекса по ремонту самолетов и вертолетов, - 36 лет.
Владимир Алексеевич Прусаков, Владимир Александрович Муравьев, Евгений Иванович Ананьев, Вера Александровна Карасева, Любовь Петровна Егорова, Галина Викторовна Дьяконова, Анна Гавриловна Кузнецова, Николай Семенович Назаров, Анатолий Николаевич Никитин, Нина Ивановна Русакова, Иван Яковлевич Мишуев, Надежда Дмитриевна Лебедева, Ирина Артемовна Никитина, Тамара Адамовна Сорокина, Александр Архипович Хаустов, Галина Алексеевна Мартыненко, Владимир Васильевич Арефьев, Валентина Федоровна Хаустова, Мария Петровна Волкова - эти люди большую часть своей активной жизни связали крепкими узами с заводом, несмотря ни на какие невзгоды и трудности оставались и остаются верными и преданными своему коллективу.