ГЛАВНАЯ СТАТЬИ Археология мест

Археология мест


zarya25aПервые люди появились здесь в эпоху позднего неолита (4 – 2 тыс. лет до н.э.). В районе Бисерова озера обнаружили стоянку древних обитателей этих мест. Анализ находок позволил сделать вывод о том, что жившие здесь люди были предками нынешних угро-финских народов.

До появления первых славянских поселений и становления великокняжеской Руси, по реке Пехорке, как отмечают различные исторические свидетельства, проходила пограничная черта расселения финно-угорских племен.


На высоком левом берегу реки Пехорки (в районе усадьбы Пехра-Яковлевское) находится археологический памятник – городище-капище – место поклонения языческим богам. У местных жителей это место известно под названием Лисья гора. Рядом находится рукотворное «чудо», огромная насыпная гора, состоящая из тысяч тонн строительного и бытового мусора, свезенного сюда в 70-80-е годы XX века. На западном пологом склоне ее был устроен скоростной спуск, снабженный электроподъемником. Свое название – «Лисья гора» – получила якобы от расположенного поблизости Салтыковского зверосовхоза, специализирующегося на развитии редких пушных зверей, в т.ч. и черно-бурых лисиц. И мало кому известно, что рядом со свалкой расположено древнее городище с хорошо просматриваемым рвом вокруг. Оно интересно тем, что имеет почти правильную округлую форму, на его площадке отсутствует культурный слой – показатель того, что здесь не было стационарного поселения, и это довольно мощное по тем временам укрепление могло использоваться лишь как временно
е убежище для окрестных жителей в случае приближения опасности.

А около городища обнаружены древнеславянские поселения (селища), в т.ч. относящиеся к начальному этапу славянского освоения нынешнего Подмосковья. От этих селищ следов почти не осталось, за исключением разве что культурного слоя. Поэтому основные сведения о древних славянских племенах, заселивших эту территорию в VIII – X веках, ученые черпают при раскопках курганных захоронений. Изучая славянские могильники, археологи пришли к выводу, что они делятся на два основных типа. Одно из наиболее заметных отличий несут в себе женские украшения для волос – височные кольца. В одних курганах они имели форму кольца с семью большими лопастями, в других напоминали браслет. Сопоставление мест обнаружения этих находок с данными о расселении древних славянских племен позволило сделать вывод, что семилопастные кольца характерны для культуры славян-вятичей, а браслетообразные – кривичей.

На территории нынешнего городского округа Балашиха оба племени жили рядом. Каждое поселение кривичей и вятичей имело свое кладбище – курганный могильник. Эти могильники представляют собой невысокие округлые земляные холмики и находятся обычно недалеко от речки, ручья, озера. Подсчеты могильников показывают, что села располагались довольно густо, но были небольшие – не более чем из десятка домов.

Археологами обследованы захоронения в районе Акатова, Салтыковки, Павлино, Фенино, Руднево, у Марусино на речке Чернавке, у Милета на реке Вьюнке. По мнению археологов, часть захоронений принадлежала кривичам, часть вятичам. В черте самого города Балашиха обнаружены кривические курганы, а к западу и к югу от него встречаются уже захоронения вятичей. Вплотную к балашихинскому городищу примыкают курганные захоронения кривичей XII века. Здесь найдена лепная и круговая толстостенная керамика с волнистым и линейным орнаментом, белоглиняная керамика, полуразрушенные гончарные горны для обжига.

История археологических исследований на территории Балашихинского района насчитывает более 110 лет. В фондах Государственного Исторического музея хранится достаточно представительная коллекция предметов XII – XIII вв., происходящих из курганных некрополей, располагавшихся на территории нашего района. Планомерные исследования в послевоенный период здесь были напрямую связаны с набиравшим силу краеведческим движением и деятельностью организованного в 1960-е гг. Балашихинского общественного краеведческого музея, куда была передана часть археологических коллекций.



ВЛАДИМИРКАСовременная автомагистраль Москва – Нижний Новгород имеет давнюю историю. Владимирский тракт связывал центр Северо-восточной Руси – Владимирское княжество – с Киевом, Смоленском и другими землями к западу и югу. Положение Москвы на Владимирке во многом определило ее дальнейшее возвышение. Выдающееся положение дороги отразилось и в названии «Большая Володимирская дорога».

К XVI в., при Иване Грозном, по Владимирке было налажено почтовое сообщение. Для удобства были созданы ямы – особые станции, на которых находилось иногда до 400 лошадей. От названия этих станций и возникло выражение «ямская гоньба» и «ямщик». А с 30-х гг. XVIII вв. дорога обрела дурную славу – по ней начали водить ссыльных и каторжан в Сибирь. «Владимирка кандальная» - так называли дорогу в народе. За год по дороге проходило от 6000 до 12000 заключенных, а за всю ее кандальную жизнь – свыше 2 млн. человек. Среди них были и безвестные люди, и те, чьи имена вошли в историю России: Меншиков Александр Данилович с семьей (1728 г.), семья Долгоруковых (1730 г.), Остерман Андрей Иванович (Генрих Иоаннович, 1741 г.), А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Салтыков-Щедрин, петрашевцы, жены декабристов … По ней в Москву был доставлен Емельян Пугачев в 1774 г. Про Владимирку знала вся страна, о ней слагали стихи и песни, писали картины (И.И. Левитан «Владимирка», А.М. Лаптев «Владимирка», В.И. Якоби «Привал арестантов»).

Осужденных собирали в группы по 200 человек и выстраивали в особом порядке: сначала ссыльно-каторжные в кандалах, в середине ссыльнопоселенцы, прикованные за руки к цепи, затем ссыльные на каторгу женщины, в конце обоз с больными и багажом, с женами и детьми ссыльных. По бокам, впереди и сзади, шел конвой. Перед ссылкой женщинам на голову выдавали серые платки, мужчинам наполовину сбривали волосы, чтобы в случае бегства их было проще поймать (от процедуры бритья волос были освобождены те, кто раньше принадлежал к дворянскому сословию), выдавали серые тулупы с вышитыми на спине тузами: один туз – на вольное поселение, два – на каторгу.

Весь путь длиной 12 тыс. верст осужденные шли пешком в любую погоду. За месяц они проходили 500 верст, а всю дорогу - за 2-3 года. Многие из заключенных умирали по дороге. С постройкой железной дороги ссыльных стали перевозить поездом.

Старинный Владимирский тракт связывал новый центр Северо-восточной Руси – Великое Владимирское княжество с Киевом, Смоленском и другими землями к западу и югу. Положение Москвы на этом пути во многом определило дальнейшее возвышение нашей древней столицы. Выдающееся положение дороги на Владимир отразилось в названии – вплоть до средины XIX в. она называлась Большой Владимирской дорогой, начинавшейся от Рогожской заставы в Москве. Крестьяне деревень и сел по Владимирке содержали на большой дороге постоялые дворы и харчевни, продавали сено и овес для лошадей. Этот промысел мужики сельца Горенки, деревень Леоново, Новой и особенно села Пехра-Яковлевское предпочитали хлебопашеству.

С середины XIX в., с развитием ярмарок среднего Поволжья, правительство обратило внимание на состояние дорог страны. Начались работы по выравниванию полотна дороги Москва – Владимир.

Проезжающие должны были платить особый шоссейный сбор. Небольшой дом напротив ворот бывшей усадьбы Горенки был построен и для нужд почты, и как «дом шоссейного сбора». Горенки был первым таким пунктом на 18 версте Сибирского пути, всего в Московской губернии таких станций было пять. В отличие от других станций, Горенская была каменная. В ней было две комнаты для проезжающих, помещение для выписки подорожных (аналог современного маршрутного листа) и квартира для смотрителя. Кроме того, рядом находилась ямская изба, амбар для фуража и дров, конюшни на 56 лошадей. Горенки давали более трети первоначального и до 70% общего дохода всей дороги, хотя сбор не превышал полутора копеек серебром.

После Бородинского сражения в сентябре 1812 г. Владимирка видела и толпы беженцев, и смертельно раненого Багратиона, и шеститысячный корпус маршала Нея, который прошел по дороге на Богородск. Дорога была свидетелем отчаянного сопротивления российского народа. Здесь бок о бок сражались и партизаны отряда крепостного Герасима Курина, и отряд народного ополчения под командованием генерал-лейтенанта Б.А. Голицына.
 
Такси МАРЗ, Заря, Агрогородок, Северный

81583 copy

Голосование

Поддерживаете ли Вы установку лежачих полицейских во дворах?
 

О МАРЗе

333M Строительство многоэтажек мкр. МАРЗ В 2007 ЗАО «Каскадстройсервис» году начало строительство жилых домов.
195111M История поселка МАРЗ, деревни Федурново
Примерным временем основания поселения, на месте которого сейчас распологается д. Федурново и пос. МАРЗ, можно считать начало 17 века.
kr12 Сокровища земли Федурновской Артефакты найденные в Федурново, поселке МАРЗ и окрестностях.

doska2M

Регистрация



Поддержка сайта

Если вы хотите учавствовать в развитии сайта, размещать статьи, новости, фотографии, видео и т.д.

qqqqqqqqq

Погода

Яндекс.Погода

Праздники

Праздники России

Мини Чат

Сообщения чата
Имя

Завод МАРЗ

777M Испытания самолета Ан-2В на
подмосковном гидроаэродроме ЦАГИ. Возродили эту легендарную машину энтузиасты Московского авиационно - ремонтного завода РОСТО.
555M Презентация первого вертолета Ми-8
отремонтированного на ЗАО "Московский авиационно-ремонтный завод РОСТО". Первым заказчиком выступило ФГУП "Комиавиатранс".
1233M Наши вертолеты МИ-2 в Германии XIII Чемпионат
мира по вертолетному спорту в  Эйзенахе (Германия)
13th World Helicopter Championship in Eisenach
123M  История завода МАРЗ РОСТО за 75-летнюю историю на заводе был освоен ремонт более 27 типов летательных аппаратов и силовых установок.
111M Праздник, посвященный 70-летию образования завода
22 мая 2009 года на Московском авиационно-ремонтном заводе РОСТО состоялся праздник, посвященный 70-летию образования завода.
as12M Лыжные соревнования среди
работников завода, посвященные 70-летию образования завода МАРЗ РОСТО

 

444 Шахматный турнир 03.2011 среди сотрудников МАРЗ РОСТО был проведен шахматный турнир