В живописном месте Подмосковья, недалеко от Балашихи, расположен Московский авиационно-ремонтный завод РОСТО (ДОСААФ). Сравнительно небольшое предприятие играет важную роль в авиатранспортной индустрии России, обеспечивая надежную эксплуатацию вертолетов Ми-2 и самолетов Ан-2.
С 1995 г. завод возглавляет опытный авиационный специалист, генеральный директор Валерий Смирнов.
«АС»: Валерий Михайлович, хотел бы поделиться собственными впечатлениями от посещения Вашего предприятия, на котором я не был несколько лет. В ангарах и на внеангарных стоянках стало значительно больше авиатехники, чем в конце 90-х годов, наряду с вертолетами появились и самолеты. Заводская инфраструктура в работоспособном состоянии, во многих цехах и помещениях проводятся ремонт и реконструкция. Завод, на мой взгляд, явно на подъеме. Это так?
В.С.: Действительно, за последние годы многое изменилось на заводе. Мы значительно увеличили объемы ремонта вертолетов Ми-2 всех модификаций, в 2006 г. прошли ремонт 45 этих винтокрылых машин. В последние годы мы также освоили капитальный ремонт самолетов Ан-2 - в 2006 г. выпустили 49 воздушных судов. Можно сказать, что на нашем заводе произошла концентрация ремонта вертолетов Ми-2 и самолетов Ан-2, эксплуатирующихся на постсоветском пространстве. Мы ремонтируем примерно 90% российского ремфонда вертолетов Ми-2 и 70% Ан-2.
Существенное место в деятельности предприятия занимает мотороремонтное производство. Это, прежде всего, капитальный ремонт авиадвигателей АШ-62ИР (для самолета Ан-2), в 2006 г. отремонтировано 99 единиц. Мы также выполняем ремонт авиадвигателей АИ-14РА, М-14П, агрегатов вертолета Ка-26. Хотел бы заметить, что по указанной авиатехнике и ее агрегатам завод выполняет любые виды и объемы ремонта, работы по бюллетеням промышленности и продлению ресурсов, техническое обслуживание, транспортировку в ремонт и из ремонта.
Работы по модернизации и реконструкции производства, в том числе и те, на которые Вы обратили внимание, связаны как с увеличением объемов производства, так и с внедрением современных технологических процессов.
«АС»: Не могли бы ВЫ привести конкретные примеры новых техпроцессов, внедренных на заводе в последнее время?
В.С.: Я бы выделил освоение ремонта главного редуктора ВР-2 вертолета Ми-2. Ремонт и испытания этого важнейшего агрегата проводятся в специально оборудованном помещении на уникальном стенде. Мы также выполняем механическую обработку ответственных деталей на универсальном координатно-расточном станке, внедрение которого позволило снизить себестоимость ремонта и сократить сроки.
При покраске воздушных судов наряду с традиционными эпоксидными эмалями мы по желанию заказчика наносим покрытия с использованием акриловых и полиуретановых эмалей, что существенно улучшает эстетические и экономические характеристики авиатехники.
В процессе ремонта самолета Ан-2 производится замена хлопчатобумажной ткани крыльев и оперения на полиэфирную синтетическую, устанавливается дополнительная система обогрева салона для эксплуатации в северных широтах. Хотя мы ремонтируем авиатехнику, находящуюся в эксплуатации десятки лет, требования к ее комфорту постоянно растут. На заводе освоены работы по переоборудованию Ан-2 и Ми-2 в варианты с салонами повышенной комфортности.
Естественно, на все виды выполняемых работ и на соответствие производства современным требованиям предприятием получены необходимые сертификаты от российских федеральных авиационных органов и Межгосударственного авиационного комитета. Качество ремонта является основным приоритетом и для меня, как руководителя предприятия, и для всего коллектива завода.
Многие российские авиакомпании приобретают вертолеты зарубежного производства, которым требуются качественное техобслуживание и ремонт. С учетом этого завод провел соответствующую подготовку и получил разрешение от Изготовителя на выполнение технического обслуживания вертолетов Robinson R-44. В дальнейшем мы планируем освоить капитальный ремонт этих вертолетов.
«АС»: Валерий Михайлович, насколько я знаю, Вы были инициатором создания заводской авиакомпании.
В.С.: Почти 10 лет наша авиакомпания «МАРЗ» является важным структурным подразделением завода, вносит большой вклад (25%) в общий объем производства предприятия. Парк авиакомпании насчитывает 10 вертолетов Ми-2.
Работа специалистов авиакомпании, летного и инженерно-технического состава, их опыт и высокая квалификация по достоинству оценены заказчиками, известными нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями, в частности ООО «Лукойл Западная Сибирь», ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» и др. Вертолеты авиакомпании работают в Тюменской и Архангельской областях, других регионах России. Они выполняют перевозку грузов, патрулирование нефтегазовых трубопроводов, сельскохозяйственные, исследовательские и другие виды работ. Мы рассчитываем и в дальнейшем уделять большое внимание развитию заводской авиакомпании.
«АС»: Каковы планы МАР3а в ближайшие годы?
В.С.: Главная задача - обеспечить надежную эксплуатацию парка воздушных судов с учетом большой наработки их ресурса. Именно для этого планируются дальнейшая модернизация производства и внедрение новых современных технологий. Мы готовы принять активное участие в работах по увеличению ресурсов и сроков службы вертолетов Ми-2 совместно с МВ3 им. М.Л.Миля и ГосНИИ ГА. Все это позволит превратить МАР3 в современный центр технического обслуживания и ремонта авиатехники, в том числе и зарубежного производства.
В наших планах - освоение капитального ремонта самолетов Як-18Т и при необходимости вертолетов Ми-8 и их агрегатов. Из новых технологических процессов я бы отметил использование лазерной установки для раскроя деталей авиационной техники различного назначения. В ближайшей перспективе - модернизация инфраструктуры аэродрома и сертификация аэропортовой деятельности.
«АС»: Валерий Михайлович, практически все годы своей профессиональной деятельности Вы занимаетесь поддержанием летной годности воздушных судов так называемой малой авиации. Какие вопросы, на Ваш взгляд, необходимо решить для дальнейшего развития этой важной для экономики страны отрасли авиации?
В.С.: Трудно переоценить значение малой авиации для России, достаточно посмотреть на ее карту. Я бы также отметил ее важную роль не только с экономической точки зрения, но и, если хотите, в патриотическом плане. Именно в малой авиации проходят первичную летную подготовку многие будущие пилоты ВВС и гражданской авиации. Дальнейшему развитию спортивной авиации, военно-технических видов спорта уделено большое внимание в поздравлении Президента России в связи с 80-летием РОСТО(ДОСААФ).
В ближайшие годы трудно рассчитывать на появление новых малоразмерных конкурентоспособных отечественных воздушных судов. При этом потенциал Ми-2, Ан-2, Як-18 далеко не исчерпан. Необходима их модернизация, установка современной авионики, новых экономичных авиадвигателей и др. Следует также оперативно решить вопрос с производством в России авиационного бензина Б-91 для обеспечения эксплуатантов поршневой авиатехники. В настоящее время авиапредприятия вынуждены приобретать необходимое горючее финского производства по цене выше, чем в Европе. Это не делает чести отечественным нефтедобывающим компаниям и производителям ГСМ.
Недавно на нашем заводе специалисты всех заинтересованных организаций обсуждали вопросы эксплуатации вертолетов Ми-2, их модернизации, продления ресурсов и сроков службы. Мы рассчитываем, что принятые на совещании решения по повышению эффективности эксплуатации Ми-2 будут реализованы.
Беседу вел Илья Вайсберг