ЗАО "МОСКОВСКИЙ
АВИАЦИОННО-РЕМОНТНЫЙ
ЗАВОД РОСТО"
История Московского авиаци-онно-ремонтного завода РОСТО берет начало с 1939 года, когда на базе Реутовского аэроклуба были созданы Московские областные авиационно-ремонтные мастерские Главпромснаба ОСОАВИАХИМа. Уже к концу 1940 года они ежемесячно выпускали после ремонта пять самолетов По-2 при штате работающих 60 человек. По тем временам это был неплохой показатель, так как все работы велись вручную, на примитивном оборудовании, без силовой электроэнергии.
С началом Великой Отечественной войны мастерские временно влились в ремонтные органы ВВС, а 23 декабря 1944 года на основании приказа председателя ЦС ОСОАВИАХИМа вновь приступили к прежней деятельности. В 1947 году Центральный Совет оборонного Общества выделил необходимые денежные средства на строительство зданий и сооружений. 28 марта 1955 года мастерские были переименованы в Московскую авиационно-ремонтную базу ДОСААФа. В 1964 году был освоен капитальный ремонт вертолетной техники, быстрыми темпами наращивался производственный потенциал. В связи с этим приказом председателя ЦК ДОСААФ СССР от 26 апреля 1966 года база была переименована в Московский авиационно-ремонтный завод (МАРЗ) ДОСААФ.
На МАРЗе ремонтировались все типы авиационной техники, эксплуа¬тирующейся в авиационных организациях ДОСААФа, за исключением реактивной. В 1939-1941 годах про-изводился в основном ремонт самолета По-2; в 1945-1955 годах - ремонт самолетов По-2, Ут-2, Як-18, планеров А-2 и А-9, двигателей М-11Д, М-11Г, М-11фр; в 1955-1966 годах - ремонт самолетов Як-18, Як-18у, Як-18А, Як-18п, Як-11, Як-12, Ан-2, вертолета Ми-1, планеров "При-морец", "Пионер", "Бланик" А-9, А-11, АВ, двигателей М-11фр.
С конца шестидесятых годов завод специализировался на ремонте вертолетов Ми-1, Ми-4Ю а с 1979 года - вертолета Ми-2 и двигателя АШ-62ИР.
МАРЗ РОСТО является одним из первых в стране предприятий, освоивших производство микродвига-телей для авиамодельного спорта. Всего выпущено 1 млн 263 тыс. мо¬торчиков различных типов, 5 тыс. из них реализовано по экспорту.
На 1 января 2000 года заводом было отремонтировано самолетов 11 типов - 3500 единиц, вертолетов 3 типов - 5150 единиц, авиационных моторов 4 типов - 10 500 единиц, плане¬ров 13 типов - 460 единиц.
Наряду с ремонтом авиационной техники, принадлежащей аэроклубам и авиаспортклубам ДОСААФа-РОСТО, завод ремонтировал авиационную технику разных типов и разной сложности для Министерства гражданской авиации, МЧС, Военно-Воздушных Сил, других родов войск, а также для многих заводов, имеющих авиационную технику, и авиапредприятий, дислоцирующихся в различных регионах России.
Значительный вклад в экономический потенциал предприятия внесла созданная в 1996 году на базе завода специализированная авиакомпания "МАРЗ", эксплуатирующая вертолеты Ми-2.
Ведущие специалисты завода не только заняты ремонтом авиа¬техники, но и энергично изыскивают новые методы улучшения его качества. Совместно со специалистами Государственного научно-исследо-вательского института гражданской авиации и ОКБ им. М. Л. Миля проводятся работы по исследованию технического состояния вертолетов, что является основой для продле¬ния назначенных ресурсов и сроков службы. Для улучшения лакокрасоч¬ного покрытия и внешнего вида вертолета Ми-2 установлено оборудование и освоены технологические процессы покраски полиуретановыми эмалями, нанесение трафаретов, товарных знаков на виниловых пленках с применением компьютерных технологий.
Отдельные энтузиасты завода "выжимают" из вертолета Ми-2 все новые и новые технические возможности. Так, заводской летчик-испытатель Николай Григорьев в 1997 году на от¬ремонтированном вертолете Ми-2 установил три мировых рекорда по грузоподъемности и высоте подъема. Эти рекорды зафиксированы международными спортивными комиссарами РА1.
Коллектив завода из поколения в поколение рос, укреплялся и приумножал трудовую славу предприятия. Если в 1946 году в мастерских не имелось ни одного человека с высшим образованием и только три со сред¬нетехническим, то к началу 2000 года имелось более 20 % личного состава с высшей подготовкой, а со среднетехническим образованием - свыше 60 %.
ЦС ДОСААФ СССР и ЦС РОСТО постоянно уделяли внимание разви¬тию и совершенствованию завода. На выделяемые ими средства для работников завода выстроен поселок городского типа на 711 квартир, а в 2000 году заложено строительство еще одного дома на 60 квартир с улучшенной планировкой.
На заводе выросли свои ветераны труда. Свыше 15 % личного состава проработали на заводе 25 и более лет. Коллектив завода постоянно пополняется детьми своих же рабочих, ИТР, служащих, появились рабочие династии. Ежегодно завод производит отбор выпускников авиационных институтов. Оптимальное сочетание опытных и молодых работников дает заметный результат как в темпах ввода в строй молодых, грамотных специалистов, так и в повышении объема и качества выпускаемой продукции. За истекший период за доблестный труд более двадцати работников за¬вода награждены государственными наградами.
Несмотря на имеющиеся трудности, заводчане оптимистически смотрят в завтрашний день. Видя, какие трудности испытывают авиационные предприятия при отгрузке авиатехни¬ки в ремонт, руководство МАРЗа приняло решение взять эту функцию на себя. Для решения этой задачи специалисты завода переоборудовали автопоезд КАМАЗ-5410 под перевозку самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-2, а бортовой КАМАЗ-53212 с прицепом - под перевозку крыльев и оперения самолетов Ан-2 на специально изго-товленных ложементах. Эта мера позволила ликвидировать хронический "голод" с обеспечением завода ремфондом. Заводские спецавтопоезда совершают рейсы с плечом подвоза свыше 2000 км.
Программой на будущее предусмотрено наращивание объема работ за счет ремонта самолета Ан-2, дви¬гателя АШ-62ИР, воздушного винта АВ-2 и других агрегатов, внедрение новых технологических процессов, наращивание объема услуг, совершенствование оргштатной структуры и ремонтной базы предприятия.
ЗАО "Московский авиационно-ремонтный завод РОСТО" с 1995 года возглавляет генеральный директор В. М. Смирнов.
"Российская оборонная" Энциклопедический сборник
Москва Магистраль-ПРО 2002
стр. 244 гл. 3 - Организации РОСТО центрального подчинения