Cверкающий свежей краской вертолет с логотипом авиакомпании «Комиавиатранс» уже, как положено, облетанный перед сдачей в эксплуатацию, был поднят в небо с заводского аэродрома в Балашихинском районе Подмосковья и еще раз продемонстрировал свои летные качества.
Фоторепортаж об испытаниях и презентации вертолета Ми-8 Вы можете посмотреть в галерее.
Работники МАРЗа — все, кто мог, включая охрану, — с особым удовольствием наблюдали, как взлетала в раздутом снежном вихре и крутилась над опушками ближних лесов бело-голубая винтокрылая машина. Для ремонтного завода такой полет в общем-то не назовешь событием экстраординарным — специализация предприятия в том и состоит, чтобы возвращать воздушным судам летную годность. Но этот полет стал для МАРЗа знаковым, символическим. Он ознаменовал открытие нового направления деятельности, к которому коллектив готовился не один год: освоение ремонта вертолетов Ми-8. Можно сказать, сделана первая запись на новой, еще чистой странице истории завода, отметившего в прошлом году семидесятилетний юбилей.
…Жизнь завода, входившего в систему ОСОАВИАХИМа, ДОСААФ, затем РОСТО, а с недавних пор ДОСААФ России, неразрывно связана с развитием легкомоторной авиации в стране, с аэроклубами. Начало заводу положено в 1939 году, когда развитие авиации стало вопросом престижа государства, а рекорды авиаторов СССР служили делу укрепления обороноспособности страны. В мае 1939 года на базе Реутовского аэроклуба были созданы Московские областные авиационно-ремонтные мастерские Главпробснаба ОСОАВИАХИМа. В эти годы был основан целый ряд предприятий, которые в дальнейшем создали мощную отечественную авиаремонтную отрасль. К концу предвоенного 1940 года из стен авиационно-ремонтных мастерских выходило до пяти отремонтированных са молетов ПО-2 в месяц. С самого начала выполнялись и специфические задачи — подготовка самолетов, планеров к соревнованиям и парадам, изготовление планеров под непосредственным руководством конструкторов.
После войны был освоен ремонт самолетов УТ-2, ЯК-11 и ЯК-18 различных модификаций, авиадвигателей М11, М11Д, М11ФР. Также было построено несколько десятков деревянных планеров конструктора Кузнецова МАК-15, планеров металлической конструкции марки КАИ-11, КАИ-15. Под руководством и по чертежам конструктора Черновского изготовлены планеры БИЧ-22 оригинальной конструкции «летающее крыло». В 1947 году ЦК ДОСААФ, несмотря на послевоенные трудности, выделил средства на новые цеха, оборудование. Мастерские приняли вид современного промышленного предприятия. Наряду с авиационной техникой здесь освоили изготовление товаров для авиамоделизма, стрелкового и водноспортивного имущества. Мастерские были переименованы в Московскую авиационно-ремонтную базу ДОСААФ СССР, которая с 1964 года начала ремонт вертолетов фирмы Миля. С того времени установились тесные деловые отношения с коллективом именитого конструкторского бюро. Вертолеты МИ-1, МИ-4, МИ-2 ремонтировались одновременно с самолетами ЯК-11, ЯК-18 и АН"2. Преобразованное в Московский авиационно-ремонтный завод предприятие становится поселко-образующим, осваивает ремонт более сложных летательных аппаратов: вертолетов МИ-4 и МИ-2, авиадвигателей АИ-26 и АШ-62 ИР.
Стоит отметить, что завод постоянно участвовал в подготовке авиационной техники для про ведения воздушных парадов, чемпионатов СССР, мира и Европы. Большой вклад коллектив внес в подготовку к чемпионату мира по самолетному спорту, прошедшему на аэродроме Тушино летом 1966 года. В содружестве с КБ им.Яковлева были переделаны пять самолетов ЯК-18П в ЯК-18ПМ. Все золото чемпионата досталось нашей команде.
Кризис начала девяностых годов привел к сокращению объема производства в 1995 году до 30 процентов к уровню 1991 года. Освоение ремонта авиатехники для предприятий гражданской авиации позволило сохранить производственный потенциал завода и коллектив. Была создана своя авиакомпания, что тоже способствовало увеличению объема производства. В 1998 году было получено решение ФАС о допуске к ремонту самолета АН-2. В 2008 году завод в очередной раз выдержал проверку комиссии ГС ГА РФ и Авиарегистра МАК на соответствие ремонтного производства и системы качества ремонта авиатехники сертификационным требованиям, установленными авиационными правилами. Комиссия сочла возможным продлить срок действия ранее выданных сертификатов. Таким образом, заводвновь одобрен в качестве ремонтной организации по капитальному ремонту самолета Ан-2, вертолета Ми-2, двигателей АШ-62ИР, М-14П и АИ-14РА, главного редуктора ВР-2, воздушного винта АВ-2, хвостового винта вертолета Ми-2, гидроагрегатов и колонки несущего винта вертолета Ка-26. Кроме того, завод обладает полным комплексом производственных мощностей, необходимых для ремонта самолета PZL Wilga-35А.
Заводу удалось не только «остаться на плаву», но и освоить новые технологии, развить самые различные виды деятельности. Были внедрены технологические процессы, позволяющие сделать более привлекательным облик вертолета: покраска полиуретановыми эмалями, нанесение бортовой информации и товарных знаков на виниловых пленках с применением компьютерных технологий, раскрой деталей на лазерной установке. Применяются современные материалы для отделки кабины вертолета. Существенную часть объемов производственной деятельности завода занимает летная эксплуатация вертолетов Ми-2 в патрулировании продуктопроводов в труднодоступных местах с тяжелыми климатическими условиями, в том числе и за Полярным кругом. Документом Ространснадзора в 2007 году МАРЗ назначен ведущей организацией по техническому обслуживанию вертолётов МИ-2. В 2008 году в очередной раз МАРЗ одобрен в качестве организации по техническому обслуживанию вертолётов Ми-2, Робинсон-44 и самолётов Ан-2.
Завод имеет свой аэродром, сертифицированный по нормам ГА, аэропорт Чёрное. Это позволяет планировать организацию центра ТОиР — технического обслуживания и ремонта западных образцов авиационной техники (Робинсон, Белл, Еврокоптер), которые уже нашли широкое применение в России в авиации общего назначения. Есть возможность развивать систему услуг аэропортовой деятельности для воздушных судов деловой, спортивной, частной, корпоративной, бизнес-авиации, предоставлять места стоянок и хранения судов малоразмерной авиации.
Общие для всей авиационной отрасли страны проблемы, разумеется, не могут не отражаться на деятельности предприятия. Но надо отдать должное руководству МАРЗа, точно просчитывающему наперед, на долгие годы «линию жизни» предприятия в сложных условиях. Совершенно правильно была сделанная в свое время ставка на освоение ремонта самолетов Ан-2 — их и сегодня еще эксплуатируется в России более тысячи. Отремонтированные вертолеты Ми-2 не просто «кормили» несколько лет, но и давали заводу средства на развитие производства. Искать заказы не приходилось — все силы были направлены на исполнение их в срок, в том числе и по зарубежным контрактам. Ослабили это направление непредвиденные обстоятельства: ограничение на перевозку в этих воздушных судах пассажиров.
— Где логика?! — недоумевает главный инженер МАРЗа Василий Банных. — Почему двум пассажирам лететь можно, а шести,на которых вертолет рассчитан, нельзя?
На заводе убеждены: потенциал вертолёта Ми-2 еще не реализован полностью. В 1997 году заводской летчик-испытатель Николай Григорьев на отремонтированном Ми-2 установил 3 мировых рекорда по грузоподъемности и высоте подъема. На Ми-2, которые были отремонтированы на МАРЗе, сборная России по вертолетному спорту в 2008 году в Германии на чемпионате мира в очередной раз заняла первое место.
Два пассажира вместо шести — очень большая разница для эксплуатанта, а для МАРЗа — это снижение объема заказов. Но к этому времени на заводе уже несколько лет исподволь подготавливали базу для ремонта вертолета первого класса — известного всему миру Ми-8. Заключены договоры с разработчиками — фирмой Миля, с которой у МАРЗа давние отношения, с Казанским вертолетным заводом, на подходе договор с аналогичным предприятием в Улан-Удэ. Получена документация, изготовлена оснастка.
В декабре прошлого года первый отремонтированный Ми-8, доставленный на завод чуть более года назад, был предъявлен комиссии Московского вертолетного завода им. Миля. На МАРЗе подозревают, что заказчик и не надеялся, что машину в таком состоянии здесь смогут укомплектовать. Однако все удалось. Готовность к ремонту этих машин завода, отремонтированный вертолет, производство положительно оценила комиссия МВЗ им. М.Л.Миля. Закончила свою работу и сертификационная комиссия Росавиации и Авиарегистра МАКа, получение специального сертификата на эту деятельность — вопрос нескольких дней.
Сегодня в ремонте на МАРЗе — несколько Ми-8. Первыми заказчиками стали компании, которые оценили возможности коллектива по его работе над вертолетами Ми-2. Здесь прекрасно понимают, что на рынке этих услуг подмосковному предприятию никто зеленую улицу не обеспечит. Кто придет сюда, если цены на ремонт будут выше, чем у других заводов? Менеджмент ищет привлекательные для заказчиков условия: это может быть кончательный расчет после полного завершения работ, меньшая предоплата — «возможны варианты». Варианты всегда возможны, если есть точная цель, ясное понимание средств для ее достижения и — вера в свои силы. На МАРЗе, как подчеркивает генеральный директор завода Валерий Смирнов, сложился коллектив, способный решать самые сложные и ответственные задачи.
…Красавец Ми-8 с логотипом авиакомпании «Комиавиатранс», сопровождаемый малыми вертолетами Ми-2 и Белл-407, невесомо парил в воздухе и, казалось, что небо над заводским аэродромом раздвинуло горизонт. Для летчиков-испытателей — Николая Григорьева от МАРЗа и Сергея Баркова от Московского вертолетного завода им. Миля в работе, которую они выполняли в тот день в подмосковном небе, конечно же, не было ничего необычного - им доводилось участвовать в событиях и поважней. Но навстречу гулу поднятой ими машины распахнулись в заводских зданиях окна и двери, и на диспетчерской вышке случилось необычайное многолюдье. И на взлетном поле сошлись все, кто мог. Праздники случаются не только по красным дням календаря и юбилейным датам. Они приходят и в череде рядовых трудовых дней, когда завершается важная работа и открываются новые возможности. Даже если для их приближения потребуется сделать еще больше, чем уже сделано.
Ольга БОГУСЛАВСКАЯ
Фоторепортаж об испытаниях и презентации вертолета Ми-8 Вы можете посмотреть в галерее.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи